Буддийский монастырь Аджина-тепа

Памятник VII—VIII вв., расположен в 12 км от г. Курган-Тюбе. Как выяви­ли раскопки, монастырь состоял из двух частей. В центре каждой из них находился квадратный двор, окруженный зданиями.

Аджина-тепа был выстроен искусным зодчим (или зодчими). Для ансамбля характерна четкая ритмо-геометрическая компози­ционная структура. Айванные святилища и четырехайванно-дворовая планировка, двухчастная схема, сочетание камер и коридоров, свойственные кирпично-пахсовой архитектуре конструкции стен и перекрытий, — все это глубоко органически слито в едином архи­тектурном организме. Архитектура этого памятника характеризу­ется удивительной стройностью и соразмерностью симметрической композиции, свободным и смелым применением архитектурных форм и элементов.

 

Монастырь был богато украшен. Стены и своды многих помеще­ний были покрыты живописью; на пристенных постаментах и в утопленных в глубь стен нишах располагались крупные и мелкие скульптуры. В двух главных святилищах — центральных помеще­ниях северной и южной стороны — было особенно много скульпту­ры. В южном святилище на центральный постамент была водруже­на скульптура будды, значительно превышающая двойной челове­ческий рост. На двух других постаментах также были фигуры стоящих будд. Стенки постаментов, как и стенки святилищ, были расписаны, причем в одном случае сохранилось изображение сце­ны подношения.

 

В северном святилище (храмовая часть) постаменты были бук­вально заставлены скульптурами. Здесь находились лучшие скульп­туры монастыря. Они не поражали размерами — ни одна не дости­гала натуральной величины человеческого роста, многие из них были совсем крошечными. Среди этих скульптур больше всего было изображений будд и бодхисаттв, на стенах или постаментах имелись рельефы.

 

Большое количество живописи и крупных скульптур обнаруже­но в коридорах храмовой части. Стены коридоров сверху донизу были покрыты живописью.

В восточ­ном отрезке коридора, на плоском низком постаменте, находилась гигантская фигура лежащего будды в нирване. Он лежит на правом боку, правая рука изогнута в локте и опирается на подушки изго­ловья (пять валиков-подушек), левая рука вытянута вдоль тела, ладонью лежит на бедре. Фигура сохранилась не полностью: голова отбита и откатилась в угол помещения; повреждена часть торса. О величине фигуры можно судить по размеру ступни — 1,65—1,9 м, общая длина скульптуры превышала 12 м.

 

Среди скульптур и рельефов имеются изображения будд (образ будды занимает центральное место в аджинатепинской иконогра­фии), бодхисаттв, различных божеств, демонических существ, аске­тов, знатных светских персонажей, зооморфные изображения и фри­зы, орнаментальные изображения.

 

При раскопках Аджина-тепа было обнаружено свыше шестисот произведений искусства (целых или фрагментами). На выставке представлена часть этих находок. Кроме того, обнаружено значи­тельное количество предметов материальной культуры и монет. Все экспонаты датируются VII—VIII вв.

Торс светского персонажа (
Торс светского персонажа ("тохаристанца"). Коридор XXVIII
Торс деваты. Коридор XXIII
Торс деваты. Коридор XXIII
Голова божества. Помещение XXXIV
Голова божества. Помещение XXXIV
Глиняный образок с изображением сидящего Будды. Из монастырского двора (возле айвана XI)
Глиняный образок с изображением сидящего Будды. Из монастырского двора (возле айвана XI)
Статуя Будды в нирване
Статуя Будды в нирване
Аджина-Тепа. Аксонометрическая реконструкция помещений
Аджина-Тепа. Аксонометрическая реконструкция помещений
План здания Аджина-Тепа (1975 г.)
План здания Аджина-Тепа (1975 г.)