Подводно-археологические исследования Института востоковедения РАН у берегов Крыма

Подводно-археологическая экспедиция Института востоковедения РАН проводит исследования в акватории г. Севастополя у берегов Крымского полуострова с 1999 года. Руководитель экспедиции – сотрудник Института, кандидат исторических наук Виктор Викторович Лебединский. За это время проведены уникальные научно-исследовательские работы. Институт востоковедения РАН в своих исследованиях сотрудничает с различными научными и общественными организациями: Севастопольским государственным университетом, Государственным историко-археологическим музеем-заповедником «Херсонес Таврический», Севастопольским отделением Русского географического общества, Министерством обороны РФ. В результате проведенных исследований получены уникальные научные результаты. Обнаружены места кораблекрушений античного и средневекового периодов. Так, например, было найдено место кораблекрушения судна византийского периода X в. у западного мыса бухты Круглая, на морском дне обнаружены фрагменты амфор, выступающие из грунта корабельные конструкции, поднят железный якорь. Похожий объект, датированный VII – X вв., был найден у мыса Мальчин. На морском дне обнаружен керамический материал, два однотипных железных якоря.

Были проведены исследования абразии береговой линии Херсонеса Таврического и его хоры. Восстановлена древняя береговая линия самого городища и создана 3D модель исторического ландшафта земледельческой округи – хоры Херсонеса. Эти исследования позволили представить реальные размеры древнего города, реконструировать земельные наделы – клеры, рассчитать разрушение херсонесского городища в динамике. Так, например, северо-восточный берег Херсонеса теряет 2,3-2,5 м за столетие, т.е. на рубеже новой эры берег располагался на 45-50 м мористее современного. 

В 2015 году был найден и обследован уникальный объект - место кораблекрушения судна византийского периода X-XI вв. н.э. у Балаклавы. На глубине 83 м. в результате разведки с использование гидролокатора бокового обзора (ГБО) было обнаружено скопление амфор, хорошо сохранившиеся части корабельных конструкций. Были проведены уникальные глубоководные исследования. Сделана разметка места кораблекрушения, методом фотограмметрии из сотен снимков был составлен общий план обнаруженного объекта. В двух квадратах была проведена фиксация материала и подняты на поверхность пять амфор верхнего слоя для передачи в музей и последующего изучения специалистами по керамике. Изучение керамического материала и содержимого поднятых амфор позволило датировать находку и восстановить последний маршрут судна. Скорее всего, это было торговое судно, шедшее от берегов Малой Азии, из района Константинополя, к мысу Сарыч и далее к Херсону. Груз судна состоял из амфор, наполненных вином. То, что в амфорах перевозилось именно вино, подсказала пробка из сосновой коры с отверстием, обнаруженная в одном из сосудов. В верхнем слое памятника содержится около 250 целых амфор и их крупных фрагментов. Всего же на судне перевозилось, вероятно, до 500 сосудов. Работы на этом уникальном объекте продолжаются. В августе 2015 года место проведения исследований посетил Президент России В.В. Путин.

В 2012-2016 гг. поводилось гидролокационное обследование акватории г. Севастополя, были выявлены сотни подводных объектов искусственного происхождения. Многие из них представляют научный интерес, была составлена цифровая база данных обнаруженных объектов. Также проводились геофизические исследования морского дна, прилегающего к так называемому «портовому району» Херсонеса.

В 2017-2018 гг. у устья реки Бельбек были обнаружены и подняты железные якоря, датированные римским периодом II-III вв. н.э., а также свинцовые предметы – котел и два слитка. Глубина залегания предметов и их характер позволяют предположить, что обнаружено место крушения судна римского периода.

В ходе проведенных подводно-археологических исследований был предложен проект инновационного комплекса визуализации, музеефикации и сохранения подводно-археологических объектов. Разработана Концепция морской экспозиции для Государственного музея заповедник «Херсонес Таврический».

По результатам исследований были написаны научные статьи и монографии, сняты документальные фильмы.

Совместно с Русским географическим обществом и Министерством обороны РФ были проведены поиски и, после его обнаружения, обследование МЗ «Прут», погибшего в бою с германо-турецким крейсером «Гёбен». Этот легендарный корабль, который называли «Черноморским Варягом», погиб в октябре 1914 г. на Черноморском театре военных действий с Турцией в Великую войну.

В настоящее время Институтом востоковедения РАН, совместно с Севастопольским государственным университетом и Министерством обороны РФ планируется проведение подводно-археологических исследований в акватории г. Севастополя с применением телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов ТНПА на больших глубинах, что позволит открыть новые, хорошо сохранившиеся подводно-археологические объекты на морском дне.