Статьи

Akalanka Bhaṭṭa and his Rājavārttika: An Example of Textual Transmission in the Digambara Philosophical Commentary Tradition

Железнова Наталья Анатольевна

The Gift of Knowledge. Patterns of Patronage in Jainism. Essays in Honour of Professor Hampa Nagarajaiah’s Promotion of Jain Studies '2018, №2018

It is a truth universally acknowledged that the trajectory of the formation and development of philosophical thought in the territory of the Indian subcontinent had quiet a particular vector.

Предварительные результаты подводно-археологического обследования акватории Северной стороны г. Севастополя (м. Константиновский – устье реки Бельбек).

Лебединский Виктор Викторович

ivran.ru '2018, №10

Исследования выполнялись участниками совместной подводно-археологической экспедиции Института востоковедения РАН и Севастопольского государственного университета (Работы проводились при финансовой поддержке гранта РГО Договор №15/2017-И от 11 сентября 2017 г.). В ходе подготовки к проведению полевого сезона 2017-2018 гг. участниками экспедиции был проведен сбор и анализ источников, фондовых и литературных материалов, геоморфологических данных по району исследования.

Рецензия на: Под небом Южной Азии. Хула и хвала: коммуникативные модальности исторического и культурного своеобразия / Рук. проекта И.П. Глушкова; отв. ред. Е.Ю. Ванина. М.: Наука – Вост. лит., 2017. 927 c.: ил. ISBN 978-5-02-039789-7

Железнова Наталья Анатольевна
Критика и библиография » Рецензия

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №3

К вопросу о счете времени в Средней Азии

Колганова Галина Юрьевна, Никифоров Михаил Геннадьевич
Научная статья » Культура и общество

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6

В работе исследуются календарные и астрономические представления киргиз-казаков, узбеков и горных таджиков, свидетельствующие об использовании лунно-звездного календаря, в котором продолжительность месяца измерялась с помощью наблюдения соединений Луны с Плеядами. Показано, что данный календарь ни в чем не уступал лунно-солнечному календарю, хотя для земледельцев он был столь же неудобен, поскольку начало года в нем приходилось на разные даты солнечного календаря. На основании того, что у горцев Памира лунно-звездный календарь сохранился хуже всего, выдвинуто предположение, что изначально он был изобретен кочевниками-скотоводами.

Кавказ и степь на рубеже эпохи поздней бронзы и раннего железа

Балахванцев Арчил Савелич
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №6

Сны матери Джины по «Кальпа-сутре» Бхадрабаху: житие Джины Махавиры и первая джайнская икона аягапатта

Вертоградова Виктория Викторовна

История и теория культуры. Альманах '2016, №1

В истории культуры в разные времена имплицитно и эксплицитно возникает проблема соотношения видимого образа и невербализуемого смысла. В современном мире эта проблема конкретно упирается в задачу создания информационной графики, которая могла бы визуализовать процессы, не существующие в зримой форме. При этом и в современной, и в древней культуре проблема состоит, с одной стороны, в том, как свернуть, спрессовать информацию, с другой, как ее развернуть, если она дана в нерасчлененном виде и несет множество смыслов.

Ахеменидский Иран и Южный Урал в V–IV в. до н.э.

Балахванцев Арчил Савелич

Константин Федорович Смирнов и современные проблемы сарматской археологии. Материалы IX международной научной конференции «Проблемы сарматской археологии и истории» '2016

В статье рассматривается вопрос о причинах попадания ахеменидских престижных ценностей на Южный Урал. Анализируя попытки объяснить это явление долговременными военно-политическими контактами Ахеменидов и кочевников Южного Урала на протяжении V-IV вв. до н.э., автор приводит дополнительные аргументы в пользу того, что ахеменидские вещи проникали в рассматриваемый регион двумя волнами: первая была связана с участием южноуральских номадов в подавлении египетского восстания Инара в 456-454 гг. до н.э., а вторая – с бурными событиями, последовавшими за гибелью ахеменидской державы и завоеванием Средней Азии Александром Македонским.

Глубоководные средневековые кораблекрушения в акватории Крыма

Лебединский Виктор Викторович, Вахонеев Виктор Васильевич
Научная статья » История и культура Крыма

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №5

Статья посвящена исследованиям трех средневековых кораблекрушений в акватории Крыма, обнаруженных на глубине более 80 м. В ходе исследований были применены современные технические средства, положено начало комплексному анализу археологического материала. Первое кораблекрушение, Херсонес-А, датировано X–XI вв. благодаря сохранившемуся грузу кувшинов Таманского типа. Второе кораблекрушение, Форосский византиец, датировано XIII в. на основе амфорной тары и результатов радиоуглеродного анализа. Третье кораблекрушение было выявлено в 2015 г. на траверзе Балаклавы и датировано второй половиной X–XI вв.

Локусы сакральности: представление о пространстве в джайнской традиции

Железнова Наталья Анатольевна

Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность: геополитическое конструирование и субъектность восприятия обитаемых пространств '2016, №3

Статья посвящена анализу представлений о различных видах пространства а джайнизме. Джайнская традиция в пространстве мирового универсума (лока) выделяет особые территории (кшетра), имеющие статус сакральных мест. Сакральность определяется тем, что на данной территории тот или иной тиртханкар достиг освобождения, и в силу этого она получает название «место освобождения» (сиддхакшетра/нирванакшетра); или же эта территория связана с «благими событиями» (кальянака) в жизни тиртханкара: рождением, вступлением на путь монашества, аскезой и обретением всеведения, а также с чудесными событиями, например, «самообнаружением» древней статуи тиртханкара, в этом случае территория приобретает статус «чудесного места» (атишаякшетра). Первый вид маркированной таким образом территории имеет более высокий уровень «святости» по сравнению со вторым, поскольку именно в сиддхакшетре была достигнута конечная цель человеческого существования – освобождение души от кармической зависимости.

Крылатый Сет и его связь с солнечным божеством

Карлова Ксения Федоровна
Научная статья » Древний Египет

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2016, №3

В статье рассматривается мифологический сюжет низвержения змея Апопа богом Сетом в рамках религиозной традиции Древнего Египта, а также анализируются истоки развития этого сюжета в Новое царство и его связь с сиро-палестинской религиозной традицией.

Страницы:   1    2    3    4