События отдела
Сергей Всеволодович Кулланда (23 августа 1954 — 30 ноября 2020)С прискорбием сообщаем о том, что 30 ноября в возрасте 66 лет после тяжелой и продолжительной болезни скончался старший научный сотрудник Отдела истории и культуры Древнего Востока, кандидат исторических наук Сергей Всеволодович Кулланда, специалист по древней истории Индонезии, индоевропеистике, иранистике и скифологии, автор 4 монографий и более 90 статей, талантливый ученый и замечательный человек. |
Доклад Г.Г. Ястребова "Проблемы истории первоначального иудеохристианства"состоялся 30 сентября 2020 г. в в рамках семинара "История и культура Древнего Востока в свете новых открытий" в Отделе истории и культуры Древнего Востока. |
Дар Игоревич Жутаев (16.12.1969 – 1.02.2020)Первого февраля 2020 года, только что отметив свое пятидесятилетие, ушел из жизни уникальный человек и ученый Дар Игоревич Жутаев. |
Конференция «Древность: историческое знание и специфика источника»26-27 ноября 2019 г. в Институте востоковедения РАН прошла XI научная конференция «Древность: историческое знание и специфика источника», посвящённая памяти Эдвина Арвидовича Грантовского и Дмитрия Сергеевича Раевского. |
Доклад А.В. Логинова (МГЮА) и В.Ю. Шелестина (ИВ РАН) "Возникновение талионного права на древнем Ближнем Востоке"состоялся 23 октября в в рамках семинара "История и культура Древнего Востока в свете новых открытий" в Отделе истории и культуры Древнего Востока. |
Статьи
К основам методологии изучения традиционных общин Востока (расширенная стенограмма круглого стола, ИВ РАН, 18 декабря 2017 г.)
Религия и общество на Востоке '2019, №3
Публикуется расширенная стенограмма обсуждения подходов к некоторым базовым понятиям общественно-исторического анализа социальных групп Востока, которые условно принято называть традиционными общинами. К последним относятся и локальные сообщества на основе совместной хозяйственной деятельности, и связанные общими интересами небольшие национальные группы, и религиозные конфессии. В ходе живой научной полемики высказываются мнения по основополагающим понятиям: община, традиция, цивилизация, этническая общность, модернизация и др. Рассуждая на важные для историков темы методологического характера, ученые обнаруживают целую гамму мнений и подходов, иногда кардинально не совпадающих. Свои взглды на людские сообщества – под углом зрения разных культурных и религиозных традиций, свойственных этим социумам общественных устройств, и наделенных особыми «восточными» чертами политико-экономических систем – участники дискуссии подкрепляют конкретными примерами исторических явлений и событий.
Религиозный аспект легитимации статуса женщин-императриц на Дальнем Востоке (на примере императриц У-хоу и Кокэн)
Религия и общество на Востоке '2019, №3
Основной темой данного исследования является изучение и сравнительный анализ религиозного аспекта в легитимации женщин-императриц на Дальнем Востоке на примере китайской правительницы У-хоу (624-705) и японской императрицы Кокэн (Сётоку, 718-770). Известно, что обе они активно использовали буддийские доктрины в качестве политической пропаганды для легитимации своего статуса, покровительствовали буддийской сангхе и принимали монашеские обеты. На пути к власти обе У-хоу и Кокэн столкнулись с оппозицией в лице придворных чиновников и могущественных аристократических кланов, поэтому в качестве основополагающей силы они использовали поддержку буддийской сангхи и привлекали к делам управления в качестве советников и доверенных лиц буддийских монахов. Включение в государственную доктрину буддийских представлений о вселенском царе-чакравартине придавало новую трактовку традиционным идеалам управления и, тем самым, позволяло теоретически обосновать законный статус этих правительниц в про-конфуциански настроенном обществе. В качестве политической пропаганды они использовали культ поклонения буд¬дийским мощам и распространение их, а также истолкование различных природных явлений как благоприятных знамений. Использование религиозных аспектов буддизма и, отчасти, даосизма и синтоизма в своей политике выражало стремление У-хоу и Кокэн подняться над гендерными ограничениями традиционного общества в статусе вселенского царя-чакравартина и бодхисаттвы, по природе своей не имеющего пола.