Новости

24 мая 2017 года

Доклад А.Г.Люлиной: "Тибетский буддизм и институт Далай-ламы в середине XVII в.: формирование принципа «чой-йон» («наставник-покровитель» или «учитель-ученик»)"

Доклад А.Г.Люлиной: Доклад А.Г.Люлиной: "Тибетский буддизм и институт Далай-ламы в середине XVII в.: формирование принципа «чой-йон» («наставник-покровитель» или «учитель-ученик»)"

 
24 мая 2017 г. в рамках семинара «История и культура Древнего Востока в свете новых открытий» состоялся доклад Анастасии Геннадьевны Люлиной (РУДН) "Тибетский буддизм и институт Далай-ламы в середине XVII в.: формирование принципа «чой-йон» («наставник-покровитель» или «учитель-ученик»)".

Резюме доклада

Отношения между китайскими императорами и тибетскими ламами с середины XVII в. по конец XVIII в. регулировались на основе принципа «чой-йон» («наставник-покровитель» или «учитель-ученик»), эволюция которого прослеживается в докладе. Сущность данного принципа связана с обращением религиозной власти в лице ламы, следующего отказу от насилия при решении конфликтов, к императору, который в обмен на духовное наставничество покровительствовал учению и защищал его интересы. Впервые этот принцип был установлен в отношениях верховных лам школы Сакья с династией Юань в XIII в., а в XVI в. был восстановлен ламами школы Гелуг и монгольскими ханами, которым не препятствовала династия Мин. При Далай Ламе V в XVII в. был восстановлен принцип «чой-йон» и в отношениях тибетских лам с династией Цин, однако паритет сторон был утрачен – император более не считался учеником ламы, хотя последний стал не обычным данником империи, а посредником в отношениях с другими странами. При этом конфуцианская традиция восприятия окружающего мира как варварского «хуа-и» не вступала в противоречие с тибетским принципом «чой-йон», хотя китайские и тибетские источники трактовали характер этих отношений различным образом.

В ходе последовавшей после доклада дискуссии автором было отмечено, что маньчжурская династия Цин следовала в отношениях с Тибетом, в том числе, конфуцианской доктрине, что было обусловлено важной задачей умиротворения монгольских народов. Медиативная роль Тибета и Далай-ламы в рамках принципа «чой-йон» часто помогала избежать конфликтов на границах империи, однако ее ослабление с конца XVIII в., обусловленное усилением административного контроля Цинов в Тибете, в ряду других негативных событий привело к тому, что стал возможен геноцид населения Джунгарии.